Липецкая область может потерять фестиваль «Русборг»

Руководитель военно-исторического клуба «Копье» блогер Павел Семенов в форме монолога поведал  о своем взгляде на настоящее и будущее туристической индустрии в Липецкой области

У нас в области много говорят о туризме как векторе социально-экономического развития региона. Тоже хочу об этом немного порассуждать. Предупреждаю вопрос читателя, который может быть оформлен в стиле гражданина Паниковского: а ты кто такой?

В течение последних девяти лет наш клуб «Копье» занимается организацией событийных мероприятий военно-исторической и историко-культурной направленности. На этом поприще мы достигли определённых успехов, создали настоящие бренды: фестивали исторической реконструкции «Русборг», «Ладейное Поле», «СтрЕлец».

Все эти мероприятия имеют чёткую историческую привязку к территории, где они проводятся, обладают всеми атрибутами сформировавшихся событийных мероприятий (собственная символика, группы активистов-волонтёров, поддерживающих мероприятие, узнаваемость в СМИ и среди зрителей) и занимают четкие ниши в процессе развития событийного туризма в нашем регионе.

За девять лет количество участников фестивалей выросло в 14 раз, с 50 до 700 человек, количество зрителей – с 300 до 8000 человек.

При этом смета самого дорогого мероприятия, фестиваля «Русборг», составляет всего 300 тысяч рублей — абсолютный мировым «антирекорд» для мероприятий такого масштаба.

В чём причина такой низкой стоимости?

Нашему клубу удалось позиционировать свои мероприятия как престижные и качественные, участие в них является заявкой на серьёзный уровень реконструкции и объектом гордости. В последние годы ежегодный международный молодёжный фестиваль исторической реконструкции «Русборг» был одним из самых упоминаемых событий в Липецкой области.

То есть, де факто, он является вполне узнаваемым брендом нашего региона. При надлежащем внимании «Русборг» может стать визитной карточкой региона и одним из брендов России.

А что с ним происходит из года в год?

Да, фестиваль поддерживается областными органами власти, ему оказывается методическая и финансовая помощь. Но постоянного места у него нет.

Мы уже проводили его в Задонском районе – в Каменке и Липовке, в Краснинском районе на Змеиной Горе. Число участников растет, требования к полигону увеличиваются, поскольку необходимо обеспечить безопасность зрителей и их комфорт. И вот настал тот момент, когда у нашей общественной организации нет такого полигона и нет средств, чтобы его выкупить у частников на вторичном рынке.

В этом сезоне на фестиваль подали заявки более 70 иностранцев из дальнего зарубежья – поляки, венгры, австралийцы. Что это, как не международный туризм? А мы стоим перед фактом, что фестиваль «Русборг», один из лучших и крупнейших в России, возможно, придётся закрыть. Потому что – парадокс! – он слишком хороший.

Как это стыкуется с процессами развития событийного туризма и необходимостью дальнейшего оформления туристических брендов региона? Не знаю, мне это сложно увязать.

Помимо наших мероприятий, есть и другие уже существующие бренды, например байк-шоу мотоклуба «МС48рус» и опенэйр фестиваль «Стереолес», проводимый ЛООО «САМ». Обе организации являются общественными, самоорганизующимися, и им нужно только помочь, создавать и придумывать уже ничего не надо. Но у них тоже нет места для проведения, и им так же, как нам, приходится «кочевать» по региону.

Про Елец

В Ельце создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа. В неё входит центр города, где расположены все основные достопримечательности. В силу ряда причин начинание, которое способно стать локомотивом развития города, буксует на месте. А развитие зоны – это занятость, налоги в бюджет, рост уровня социальной защищенности, развитие городской инфраструктуры и дальнейшее формирование комфортной городской среды.

Думаю, одной из основных проблем, из-за которых «буксует» ОЭЗ, является отсутствие четкого представления о ее развитии. Что сейчас мы можем показать туристу в Ельце?

Вознесенский собор. Ещё десяток церквей. Всё.

Допустим, можно развивать событийные мероприятия – уже проводятся «Русская закваска» и «Антоновские яблоки». Но общая идея их какая? Что в них должно эмоционально зацепить человека, чтобы он приехал не из Москвы или Питера, а хотя бы из Лебедяни и Липецка ?
Всегда, когда слушаю рассказы об очередном «замечательном мероприятии» где-то, задаю вопрос: а вы сами поедете на это мероприятие, если оно будет проходить в 200 км от вашего города? Ответ, как правило, ожидаем: те, кто делают условные «обжорные ряды», сами на них в Воронеж или Орёл не поехали бы.

Поэтому первостепенная задача – корректировка идеологического концепта развития ОЭЗ. Считаю, что основа и уникальная особенность Ельца лежит в плоскости военной истории — событий 1380 года (участие ельчан в Куликовской битве), 1395 года (штурм города Тамерланом), а также событий 1618 года (штурм города гетманом Сагайдачным). Эти события значимы для истории России, могут быть обеспечены событийными мероприятиями, дают обширный материал для изготовления сувенирной продукции и пищу всевозможным акциям для привлечения туристов.

В 2008 году нашей организацией был инициирована установка в музее-заповеднике «Куликово Поле» памятника ельчанам, принимавшим участие в Куликовской битве. Памятник был изготовлен, но так и не согласован до конца руководством города с музеем-заповедником. А ведь что такое этот памятник?

С одной стороны, это объект культурного наследия и предмет гордости. Мало на Руси городов, чьи дружины приняли участие в столь знаковом событии русской истории.

А еще это вечный бесплатный рекламный баннер Ельца в одном из самых посещаемых мест, связанных с историей России. Он изготовлен, но не поставлен.

Несколько слов об опере «Сказ о граде Ельце». Опера на реке Сосне проводилась два года подряд. На мероприятие невозможно было за месяц достать билет. Куча восторженных отзывов СМИ, воздыхания корифеев культуры… Да, мероприятие удалось. А где же туристы? Оперу ставили в середине рабочей недели. Не логичнее ли было перенести ее на выходные дни – пятницу, субботу и воскресенье?

Три дня, помимо самой оперы, дадут возможность людям увидеть город, если они захотят приехать пораньше или задержаться на денёк. Походить по кафешкам, купить сувениров, снять гостиницу. То есть воспользоваться услугами местного бизнеса. И это тоже финансовый эффект и прибыль от оперы. Не прямая, но через налоги в бюджет города.

Теперь об инфраструктуре.

В городе Ельце с инфраструктурой не очень.

Точнее как: вам расскажут о прорыве в её создании. Но по факту, например, для проведения массового мероприятия на открытом воздухе в центре города места нет. Такого, чтобы был удобный подъезд, подключение электричества и вода. Где поставить 10 тысяч зрителей, чтобы они что-то увидели?

Никто не задаёт себе вопроса: а что будет, если в Елец, на «Антоновские яблоки», например, приедет 10 тысяч туристов? Или на ту же оперу «Сказ о граде Ельце».

Ведь они приедут минимум на трех тысячах автомобилей.

Где они поставят машины, чтобы пойти в центр и посмотреть на то, что им там хотят показать? В Ельце уже сейчас, без туристов вообще, в центре города сложно нормально запарковаться легковому автомобилю. А если приедет 100 автобусов? Возле Вознесенского собора есть место для десяти. Где встанут остальные? Нигде.

Идёт разговор о гостиницах. Да, гостиницы нужны. Этим занимается бизнес и вроде справляется. Но ведь современный моторизованный турист, он ездит, как правило, летом. Зачем ему гостиница? Где перехватывающие парковки вдоль трассы М4? Где кемпинги, где люди могли бы за недорого поставить машину и рядом палатку?

Сейчас это невозможно, поскольку турзона «Елец» простирается только в пределах городской черты. Значит, необходимо еще и расширение зоны, включение в ее состав земель Елецкого района.

Про Задонск

В Задонске решили строить автокластер. Идея отличная. По трассе М4 в день идёт до 30 тысяч автомобилей, а значит турпоток уже практически есть, нужно только суметь его взять.

И опять же, какова идея туристического кластера «Задонщина»? Почему турист, едущий по трассе М4, должен остановиться именно тут, а не в городе Воронеже, например?

Видел я проект этого кластера. В нём автомастерские, торговый центр, гольфклуб, конный клуб, этнодеревня. Великолепно!

Давайте спросим: сколько у нас в стране людей, играющих в гольф? И сразу второй: они поедут в Задонск играть в гольф?

Конный клуб – прекрасная затея. Но будет ли он по карману местным гражданам? А проезжающему на машине жителю столицы нужно тратить время на конные прогулки?

Этнодеревня какого этноса будет строиться? Кем, а главное зачем? Что будет наполнением этой деревни? Может, достаточно будет обойтись придорожным рестораном в стиле «Хуторок»? Особенно если учесть, что в 15 километрах от Задонска есть сафари-парк «Кудыкина гора», который уже и строить не нужно, только указатели поставить.

Автомастерские и торговый центр, вопросов нет, работать будут. Но туризм ли это? Вряд ли.

Может, просто закатать площадь между Доном и М4 асфальтом, отдать местным предпринимателям под люля-кебаб, хашную, шиномонтаж и стоянку грузовиков, да и дело с концом? Вполне себе такой стандартный российский придорожный автокластер.

Кроме того, в Задонске не решена проблема бесплатного объезда трассы М4. Он проходит прямо через город, рядом с безусловной жемчужиной и главным реальным туристическим объектом Задонска – Богородицким монастырём.

Всем вроде понятно, что качать в Задонске, кроме паломнического туризма, нечего. И он недурно работает. Но сделать упор на этом почему-то стесняются.

В целом о туризме в регионе

Важно отдавать себе отчёт, что в настоящее время и в ближайшем будущем ни «Елец», ни «Задонщина» не способны по отдельности обеспечить занятость туриста в течение двух-трёхдневного тура. И мы, обсуждая «Елец» и «Задонщину», упускаем из вида наличие других территорий с потенциальной туристической привлекательностью. Да они уже сейчас привлекают людей. Например, Воргольские Скалы, где летом круглый год паломничество альпинистов. Или Ольшанская плотина, где каждый год идут соревнования туристов-водников, да и просто толпы отдыхающих. Без всякой рекламы.

Есть места и в других районах, как с ними быть? Ведь не создашь же везде по региональной турзоне. В Красном, в Добром, где есть свои излюбленные места отдыха.

Сейчас, наверное, скажу страшное.

Может, имеет смысл объединить эти туристско-рекреационные зоны в одну, с последующим включением в её деятельность и других районов Липецкой области, имеющих событийные мероприятия или памятники, способные привлечь туристов? В рамках единой структуры возможна будет экономия за счёт сокращения управленческого персонала и более чёткая координация по организации внутреннего туризма в рамках региона. А жизнь – она сама покажет, что жизнеспособно, а что нет. И если какие-то объекты или проекты будут невыгодны или потеряют своих организаторов, это никак не отразится на туристической отрасли региона в целом. Придут новые инициативы и новые организаторы, выживут сильнейшие.

Можно брать пример с других регионов, где есть площадки, адаптированные для проведения различных событийных мероприятий самой разной направленности. С минимумом необходимой инфраструктуры. Мог бы подобный объект быть в Липецкой области и объединить в себе такие проекты, как наш «Русборг», байкерское шоу и фестиваль «Стереолес»?

Да, вполне.

Постоянное место проведения обеспечило бы постоянный приток туристов на территорию в периоды проведения мероприятий. Снизились бы издержки организаторов на подготовку полигона к мероприятиям. Был бы сформирован единый календарь действительно крупных событийных туристических мероприятий региона.

Важно помнить: в Липецкой области моря и гор нет, а значит, чтобы она стала реально интересна туристу, над этим нужно много и долго работать. Не нужно изобретать велосипедов, когда у вас во дворе на них давно ездят. Надо дать возможность дальнейшего развития уже имеющимся проектам. И перспективы туристической отрасли региона, возможно, быстрее станут более зримыми и весомыми.

Павел Семенов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

  1. Фагот

    Да Паша вот такие пироги… будем думать… и действовать

  2. natasha_tuk

    Реальные предложения реальных действий!

  3. >> одной из основных проблем, из-за которых «буксует» ОЭЗ, является отсутствие чёткого представления о её развитии.

    Очень часто причина именно эта, но не думаю, что дело только в ней. Наверняка кадровая проблема тоже присутствует: успешность реализации любого, даже хорошо продуманного проекта, упирается в людей, которые должны чётко понимать, что они делают и зачем.

    Здравые рассуждения здравомыслящего человека. Только как достучаться до тех, кто отвечает за развитие туризма в нашем регионе?

  4. Bespyatkin

    Да никак, брать мечи и щиты, надевать шлемы и ватагой в кабинеты чиновников. Вот оне всполошаться…:)) Надо Паше идею кинуть…

    • И заголовки газет запестрят: «Нападение средневековых воинов на кабинеты чиновников в Липецкой области».
      Я, конечно, за мирное решение проблем. Всегда:-))

  5. Bespyatkin

    Языком много не построишь. Действия порой энергичные действия оказываются продуктивней многочасовых переговоров. Пока ООН пудрит мозг со своей Женевой, мы будем работать с Ираном и баста!

  6. Андрий

    Недавно вернулся из отпуска, был в Каталонии, Испания. Ну чем мы хуже-то? Почему они смогли так раскрутить действительно хорошие исторические места и не очень? Так там власти целенаправленно работают в одном направлении и именно туристическом, не забывая о земледелии, скотоводстве и промышленности. Сам мелкий чиновник, но до того тошно работать, не в силах ничего изменить изнутри системы кроме отношения к населению(своего личного). ох как за державу обидно, жесть как обидно!!!!!!!!!!!!!!!

  7. Андрий

    Пашка, большая тебе уважуха, главное- не сдавайся!!!!! Дожми этих толстозадых!!!!!!!!

Добавить комментарий

Scroll To Top