Покровский храм села Телелюй — сердце древнего села

Телелюй — село Телелюйского сельского поселения Грязинского района Липецкой области, известное с 1752 года. Название дано по реке Телелюй, в среднем течении которой находится село. Телелюев в настоящее время два — Верхний и Нижный, что определяется их положением относительно реки Телелюй, являющейся притоком реки Байгора протяженностью 21 км. Подробнее

Телелюй известен по письменным документам с 1752 года, хотя существовало, видимо, и ранее. В пользу этого говорит то, что первоначально у села было другое название — Романовский Телелюй. Это место заселялось выходцами из города Романова (ныне село Ленино Липецкого района) или служилыми людьми бояр Романовых. Переселение могло быть в конце XVII века или в самом начале XVIII века.

Само название Телелюй само по себе представляет особый интерес. в соответствии со словарем Владимира Даля так прозывались на Курщине люди с характеристиками «рохля, разиня, нерасторопный, глуповатый».По пензенском говору «телелякать» — болтать, разговаривать. Таким образом, по русском диалекту нового времени можно дать характеристику телелюйцам как нерасторопным говорунам. Хотя мне кажется, в прозвании реки, а от него и поселения вкладывался иной смысл, а само слово происходит от кочевых народов. Имя речки финно-угорского происхождения. Его окончание — фонетически изменённый мордовский элемент лей, ляй, что означает ручей иди небольшая речка

В 1860 году в Телелюе была построена Космодамиановская церковь (в Нижнем Телелюе?). К сожалению, подробностей на эту тему пока сообщить не могу.

До 2000 года был центром Телелюйского сельского поселения, но передало этот статус посёлку Прибытковский. В настоящее время в селе проживает около 290 человек. Работает школа, которая является центром культурной жизни села; школа имеет сайт.

    

Блогерский путеводитель по районам Липецкой области

Школа и храм — константы села:

Неисповедимы пути Господни и жизненные дороги…

Первая деревянная Покровская церковь в селе Верхний Телелюй была построена в 1781 году. Каменная, тёплая церковь была построена на средства прихожан в 1876 (1874) – 1891 годах. Престолов три: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные – во имя Животворящей Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. В приходе числились 7 деревень, в том числе и Высокопольская (современное Высокополье).

После революции церковь приспособили под зерносклад, а после – склад химических удобрений.

В июне-июле 1972 года случился сильнейший ураган с градом. Один крестьянин на лошади укрылся у стены церкви с подветренной стороны. И порывом ветра с колокольни была сорвана маковка с крестом, которой убило лошадь. Колхозник остался цел и невредим.

21 июля 2006 года был зарегистрирован приход Покровского храма, настоятель и председатель приходского совета игумен Власий (Машков). Церковным старостой является Бартенев Николай Михайлович, бывший пожарный. В настоящее время церковь активно восстанавливается – почти полностью покрыта крыша, восстановлены купола с крестами, вставлены окна, ведётся ремонт полов и покраска.

Координаты храма: N 52° 20.800′,E 39° 53.950′

В воскресный день 27 октября 2013 года, когда Церковью празднуется память святых отцов Седьмого Вселенского собора, прихожане Покровского храма села Верхний Телелюй Дмитрий Николаевич и Марина Валерьевна Ястребовы подарили родному приходу комплект колоколов для восстанавливающейся колокольни храма.

Прихожане Покровского храма помнят бабушку Дмитрия Николаевича — Екатерину Владимировну Ястребову, ныне усопшую о Господе, понесшую труды при храме по хозяйственным делам. Многие помнят её поварское умение и вкусные обеды. Добрую традицию Екатерины Владимировны продолжил её внук. Знаменательно, что Ястребовы не являются предпринимателями с большими финансовыми возможностями. Стало привычным слышать, что восстановлению храмов помогают только люди с большим доходом. Здесь, напротив, личные сбережения семьи стали буквально жертвой для своего прихода.

Локомотивом восстановления храма и прихода является отец Власий, настоятель храма. Человек разносторонний и интересный, он заслуживает отдельного рассказа. На таких подвижниках и держатся и сельские приходы РПЦ, и духовная культура аграрной России, где именно храм — центр и жизни и хранитель всей сельской истории.

Отец Власий не является безучастным зрителем общественной жизни села, но активно в ней участвует.

Храм заботливыми трудами преображается.

Отец Власий близ Покровского храма:

Что касается истории храма и его священнослужителей, то извсетно что по данным 1876 года настоятелем храма был священник Димитрий Семёнович Бельский, его помощниками – священники Николай Иванович Смирнов и Николай Васильевич Введенский. Кроме того, в штат входили два псаломщика.

Штат церкви по данным 1893 и 1911 годов состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В 1893 году священниками служили Иаков Иванович Веселовский 52 лет, рукоположен 21 апреля 1863 года, награждён скуфьёй; и Михаил Петрович Хрисанфов, 40 лет, из Воронежской семинарии, рукоположен 1 марта 1888 года. Диаконом служил Андрей Григорьевич Сабуров, 54 лет, псаломщиками – Кондрат Борисович Покровский, 63 лет, определён в должность в 1843 году; и Василий Иванович Спасский, 59 лет, определён в 1855 году.

Последними священниками были Георгий (Егор) Богоявленский и Крылов Николай Семенович.

Крылов Николай Семенович, 1898 г.р., уроженец г. Липецка. Был женат, имел дочь. Затем с женой развелся. 25 сентября 1929 года юыл арестован и постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 27.12.29 по ст. 58-10 приговорен к высылке в Северный край на 3 года.  После возвращения из ссылки служил священником в Липецке. 18 сентября 1937 года был арестован вместе с братом Пантелеймоном и братом — диаконом Серафимом. Ни один из них домой не вернулся. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 04.10.1937 по ст. 58-10 приговорен к расстрелу.Реабилитирован определениями Липецкой областной прокуратуры от 19.05.1992 и 24.04.1989.

О священнике Георгии Богоявленском известно больше.Священномученик Георгий родился 1 января 1883 года в селе Матренка Нижняя Усманского уезда Тамбовской губернии в семье псаломщика Александра Богоявленского. Во время Первой мировой войны он служил полковым писарем, после революции — псаломщиком в храме. В 1930 году он был рукоположен во священника к Покровскому храму в селе Верхний Телелюй  Липецкой области. Весной 1935 года власти приняли решение закрыть храм, а для этого арестовать священника. Несколько местных колхозников, председатель колхоза и секретарь сельсовета оговорили отца Георгия, заявив, что священник Георгий Богоявленский ругал советскую власть, вел антиколхозную агитацию, говорил, что колхозы распадутся, а в доме колхозника Столповского, перед совершением по приглашению хозяина всенощного бдения, агитировал против советской власти и спаивал колхозников. Вызванный в качестве свидетеля Столповский решительно опроверг лжесвидетельства.

8 мая 1935 года отец Георгий был арестован, заключен в тюрьму в городе Усмани и на следующий день допрошен. На допросе он заявил: «По поводу колхозов разговоров никаких… не вел, а равно и не ругал советскую власть… В декабре 1934 года был я в пункте Заготзерно, помещающемся в церкви, и при входе в церковь заметил расхищение: снята церковная шелковая занавесь… и не оказалось стекол в иконах. После чего я полез на колокольню в кладовку, где хранилось двенадцать листов железа для ремонта крыши церкви, — тоже такового не оказалось. Равно сняты совсем с лицевой стороны церкви водосточные трубы. При храме был сторож, я спросил его — куда девались эти вещи? Тот заругался неприличными словами… говоря: «здесь все народное». В ответ я ему сказал, что здесь не народное, а государственное имущество, за него целиком отвечает церковь и группа верующих… Что же касается показаний председателя сельсовета, будто я 6 января сего года по вызову его явился пьяный в сельсовет и по требованию с меня налога я как будто ответил, что он не имеет права с меня требовать и называл советскую власть «апрельским снегом», — это полнейшая и лживая ложь со стороны председателя сельсовета… Председатель сельсовета никогда не вручал мне документов, по коим уплачиваются налоги, и не знает сроки их платежей… Первый срок платежа 1 марта, а не в январе, и пьяным я никогда в совете не был…» В заключение отец Георгий потребовал от следователя вызова дополнительных свидетелей, которые действительно покажут, что таких слов и разговоров про советскую власть не велось. Это было следователями отвергнуто потому, мол, что обстоятельство, о котором ходатайствует обвиняемый, в достаточной степени установлено, и материалы дела были направлены в суд.

23 июля 1935 года в 10 часов утра началось закрытое заседание Выездной сессии Воронежского областного суда. Выступая в суде, отец Георгий сказал: В предъявленном обвинении виновным себя не признаю и поясняю, что 15 декабря 1934 года я был в церкви, заметил, что оторвана занавесь церковная из алтаря, вынуты стекла из икон и взяты листы железа, предназначенные для ремонта крыши. По адресу советской власти я ничего не выражал. У себя на квартире и у Столповского я по адресу порядка управления также ничего не говорил; против колхозов агитацию не вел. В сельском совете 6 января 1935 года я был, но опять-таки против советской власти не выражался, и о партии также не выражался

Некоторые из вызванных в суд свидетелей подтвердили лжесвидетельства, хотя и в значительно меньшем числе эпизодов, нежели на предварительном следствии, а основные свидетели и вовсе не были вызваны. В последнем слове отец Георгий заявил, что обвинение ему было предъявлено на почве личных счетов с председателем сельсовета и все это клевета. В тот же день суд зачитал приговор. Священник Георгий Богоявленский был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен на Дальний Восток.

В марте 1938 года арестованные святители и духовенство были перевезены из лагеря в благовещенскую тюрьму. 17 марта 1938 года тройка НКВД приговорила их к расстрелу.

1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий (Гагалюк), епископ Антоний (Панкеев), священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека, Николай Садовский, Василий Иванов, Николай Кулаков, Максим Богданов, Александр Саульский, Павел Попов, Георгий Богоявленский и псаломщик Михаил Вознесенский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

Бывшая контора совхоза:

Телелюйский дом:

Телелюйский закат:

Алексей Логинов
Автор записи
Cпешу чувствовать и жить. Голоден до знаний. Идеалист, верю в первичность духа. Очень много планов и проектов, поэтому ищу настоящих единомышленников. Многогрешен, могу понять, но не всегда простить, особенно лицемеров и предателей. Вижу свой блог как площадку для обмена конструктивными мнениями и общения с друзьями со всего мира. Ценю в людях объективность, надежность, инициативность, компетентность, критичность, искренность, последовательность, решительность. Искренне рад Вам на страницах моего блога, если Вы пришли не с камнем за спиной.