Преступления против веры в Российской империи
В последнее время РПЦ стала регулярно и практически повсеместно, в каждом регионе, стала появляться в информационном поле благодаря насколько ярким, настолько и неоднозначным информационным поводам.

Только в Липецкой области в последние годы было сразу несколько резонансных уголовно действий со стороны священников местной епархии. В ноябре 2016 года, например, за изнасилование был осужден священник с. Юрское Вячеслав Копытин (никнейм в соцсетях «Слава КВН»). При этом на суде он заявил: «Я виновен перед Богом, но не перед законом». 19 января 2020 года в церкви села Богородицкое Добринского района Липецкой области священник ударил прихожанку кандией и обстоятельства этого инцидента также являются предметом рассмотрения в полиции. Были и другие случаи, мало относящиеся к идеалам символа веры и благочестия.

РПЦ_Слава КВН_2016
Священник В. Копытин в зале суда

В начале марта информационное пространство взорвали слова главы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства о том, что девочкам не нужно ходить в школу, так как они должны готовиться к тому, чтобы стать мамами. Ранее он назвал гражданских жен «бесплатными проститутками», а также рассказывал, что «дал по роже» мальчику за матерную ругань.
Но безусловным верхом информационных рейтингов стала инициатива патриарха Кирилла о включении в поправки к Конституции РФ понятия «Бог». Это предложение патриарха было услышано Президентом В.В. Путиным и он включил это предложение в пакет конституционных поправок. Таким образом, налицо констинтитуализация религии в светской жизни государства, что неизбежно повлечёт новые изменения в вопросах отношения общества и религии, а также межрелигиозных вопросах.

В связи с этим, актуальнымявляется небольшой исторический экскурс, предметом которого являются категоризация преступлений против веры в 1845 году, во время господства идеологической концепции «Самодержавие, православие, народность».

Уложение_1845

 

15 августа 1845 года в Российской империи было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года». Это «Уложение» — первый уголовный кодекс в истории России. Он был подготовлен сотрудниками Второго отделения и вступил в действие в 1846 году. Это Уложение стало отправным документом для последующих редактирований вплоть до 1917 года, когда царская власть в Империи рухнула.
Уложение представляло собой кодифицированный нормативный акт, содержавший как нормы, регулировавшие общие вопросы уголовного права, так и устанавливающие ответственность за совершение конкретных преступных посягательств. Раздел второй этого Уложения был посвящен «преступлениям против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений».
За что и как можно было быть наказанным в сфере религиозных изъявлений каждый читатель может составить собственное мнение, прочитав приводимые статьи из «Уложения».
На мой взгляд, наказания были достаточно жёсткими и часто на грани объективных доказательств, что подразумевало достаточно вольную интерпретацию. Например, статья 198 предполагала тюремное заключение на срок до 2 лет за уклонение от крещения и воспитания детей в православной вере. Но сразу же возникает вопрос доказательности подобного обвинения.
Также вызывают вопросы доказательная база статьи 228, предполагавшей арест до 3 месяцев за «неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя». И подобных статей – множество.
Жестокие наказания следовали за «отвлечение от веры» (статья 190): ненасильственное отвлечение от веры — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное отвлечение от веры — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Целый комплекс статей был посвящен запрету критики христианства – за это полагалась также ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Согласно статье 192 «Уложения», в многонациональной России, если один из родителей не христианской веры «воспитывал детей не в православной вере», следовало расторжение брака и ссылка в Сибирь. Согласно статье 235 за высказывание просьбы во время богослужения следовал арест до 3 дней. Согласно статье 233 за нахождение лица в непредназначенном для него месте в Церкви полагался денежный штраф или арест до 7 дней.
Одним словом, наказания были как очень суровые, так и явно подверженные субъективной оценке с точки зрения их правоприменения. При этом институт Синодальной православной церкви был фактически государственным институтом царского самодержавия и дворянской власти, в которой важное административно-идеологическое место было отведено именно институту церкви. Естественно, что институт церкви, как часть государственной системы, неизбежно выступал в роли карательного механизма государственной политики. Комплексный анализ всех этих сложных взаимоотношений по отношению к податному населению со стороны бюрократической системы царской империи Николая I и последующих государей является весьма неоднозначным по выводам, сложным и не рассматривается в этой заметке – это темы отдельных разговоров.
Итак, в 1845 году преступления против веры формулировались в 58 статьях:
Ст. 182. Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймениеСтатья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Ст. 184. Порицание Христианства и церкви, публично — ссылка до 8 лет, телесные наказания, клеймение; непублично — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Ст. 185. Сокрытие свидетельства богохульства, порицания, критики Христианства — тюремное заключение до года или арест до 3 месяцев.
Ст. 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Ст. 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение до года; неумышленно — до 3 месяцев.
Ст. 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.
Ст. 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Ст. 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.
Ст. 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Ст. 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.
Ст. 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.
Ст. 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Ст. 199. Воспрепятствование добровольному присоединению к Православной церкви — заключение до 6 месяцев. Насильственное воспрепятствование — заключение в смирительном доме до 3 лет.
Ст. 200. Не воспрепятствование детям и опекаемым самовольного отлучения от веры — арест до 3 месяцев, предание покаянию.
Ст. 206. Раскольничество — ссылка.
Ст. 207. Сектантство — ссылка.
Ст. 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Ст. 214. Издание, распространение, продажа старопечатных книг, приобретение, использование раскольнических книг — денежный штраф, заключение в тюрьму до 6 месяцев.
Ст. 215. Создание и эксплуатация объектов для религиозной деятельности раскольнического типа — тюремное заключение до 2 лет.
Ст. 218. Сохранение иноверческих обычаев новообращенными в Православие — вразумительная беседа.
Ст. 219. Уклонение от религиозных обрядов, для священнослужителей — временное отлучение от службы, для поселян — временное отлучение от дома и работ.
Ст. 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.
Ст. 221. Хождение без разрешения с культовыми предметами — денежный штраф.
Ст. 222. Погребение верующего без соответствующего ритуала — арест до 3 месяцев.
Ст. 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
Ст. 224. Насильственные действия против священнослужителей — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.
Ст. 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.
Ст. 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.
Ст. 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.
Ст. 230. Порча символов веры — заключение в смирительном доме до года, при неумышленности — арест до 3 месяцев.
Ст. 231. Нарушение при Богослужении — денежный штраф или арест до 3 месяцев.
Ст. 232. Насильственные действия при Богослужении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 233-234. Нахождение лица в непредназначенном для него месте в Церкви — денежный штраф, арест до 7 дней.
Ст. 235. Просьба во время Богослужения — арест до 3 дней.
Ст. 236. Непозволительное вторжение в церковь — денежный штраф, арест до 7 дней.
Ст. 237. Бесчинство при Богослужении — денежный штраф, арест до 3 месяцев.
Ст. 238. Недопустимость торговли и развлечений рядом с церковными действиями — денежный штраф.
Ст. 239. Помехи крестному ходу — арест до 3 месяцев.

Ст. 240. Неприличное поведение при молебне — арест до 3 недель.

религ_наказания_1845

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Алексей Логинов
Автор записи
Cпешу чувствовать и жить. Голоден до знаний. Идеалист, верю в первичность духа. Очень много планов и проектов, поэтому ищу настоящих единомышленников. Многогрешен, могу понять, но не всегда простить, особенно лицемеров и предателей. Вижу свой блог как площадку для обмена конструктивными мнениями и общения с друзьями со всего мира. Ценю в людях объективность, надежность, инициативность, компетентность, критичность, искренность, последовательность, решительность. Искренне рад Вам на страницах моего блога, если Вы пришли не с камнем за спиной.