Общественная палата РФ готовит программу патриотического воспитания россиян, которая предлагает новые подходы, учитывающие психологию подрастающего поколения. Документ будет направлен в Министерство образования и науки РФ.

Общественники надеются, что часть предложений сможет войти в разрабатываемую ведомством госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы». Кроме того, программа может стать руководством к действию для представителей образовательных учреждений. В Минобрнауки отметили, что готовы рассмотреть предложения ОП.

«К сожалению, зачастую инициативы, направленные на патриотическое воспитание населения, отдают нафталином. Мы видим подходы, которые были описаны и широко применялись еще в Советском Союзе. К примеру, они четко прослеживаются в работе завучей в школах, которые учились в „старых“ педагогических вузах, или студенческих советов. Сегодня необходимо признать, что эти подходы устарели и требуются новые. Чтобы вырастить настоящих патриотов, школьников необходимо учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю», — отметил один из авторов концепции программы, член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов.

«Патриотизм не должен быть навязчивым, поскольку в таком случае вызывает только отторжение. Не нужно уходить от реалий современной жизни, важно учитывать интересы подрастающего поколения — их привязанность к соцсетям и всевозможным гаджетам и в то же время желание быть полезными, как-то выделиться и реализоваться среди сверстников», — говорится в проекте программы.

Одна из инициатив проекта программы — введение в школах уроков патриотизма. Причем имеются в виду не повторение уроков истории. Предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в Российскую академию наук, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т.п.

«У нас есть Герои России и Герои Советского Союза. Это, безусловно, заслуженные люди, которые могут рассказать детям о значимых для страны событиях, произошедших 30–40 лет назад. Но молодежи также необходимо знать современную историю, видеть то, что происходит сейчас. И если мы хотим воспитать подрастающее поколение, опираясь на современные реалии и тенденции, нам нужны современные герои. Они станут некими точками опоры для наших школьников, смогут показать им технологии успеха, какие-то прикладные вещи. В конце концов, смогут говорить с ними на их языке», — рассказал Чугунов.

В программе большое внимание уделяется работе с современными социальными медиа. По мнению общественников, учителя должны научиться правильно преподносить школьникам события, в том числе на различных интернет-площадках, чтобы они были им понятны и интересны, а также научить детей и подростков использовать социальные сети для собственного роста, объяснить, как не потеряться в информационной войне.

Еще одна тема программы — это развитие детского гражданского активизма. В проекте программы говорится о том, что «необходимо донести до ребенка, что патриотизм начинается не с любви к родине как к чему-то абстрактному. Патриотизм — это когда ты не мусоришь у около своего подъезда, когда начинаешь с самого себя, а не с кого-то другого. Это более прикладные, приземленные вещи, которые в совокупности дадут гораздо больший эффект».

Также в программе описаны подходы к развитию детского внутреннего туризма, поскольку «патриотизм — это любовь к малой родине». Важная часть программы — предложения по работе с детскими издательствами и школьными библиотеками. В частности, предлагается сделать рейтинг книг по патриотическому воспитанию и переиздать часть из них с более яркими и привлекательными обложками. Стоит отметить, что первый заместитель секретаря ОП Вячеслав Бочаров готовит к изданию книгу о Героях России. Издание будет распространяться по российским школам.

В ближайшее время концепция программы патриотического воспитания будет представлена на общественных слушаниях, в рамках которых эксперты профильных ведомств, депутаты Госдумы и представители различных молодежных организаций смогут внести свои дополнения.

В проекте программы говорится, что одна из ее задач — «грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм — очень „нежная“ субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств».

Как пояснили в пресс-службе Минобрнауки, поскольку в данный момент проект госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 годы» находится в стадии разработки, ведомство открыто к рассмотрению любых предложений, в том числе от Общественной палаты РФ.

Пресс-служба Общественной палаты по материалам газеты «Известия»

Алексей Логинов
Автор записи
Cпешу чувствовать и жить. Голоден до знаний. Идеалист, верю в первичность духа. Очень много планов и проектов, поэтому ищу настоящих единомышленников. Многогрешен, могу понять, но не всегда простить, особенно лицемеров и предателей. Вижу свой блог как площадку для обмена конструктивными мнениями и общения с друзьями со всего мира. Ценю в людях объективность, надежность, инициативность, компетентность, критичность, искренность, последовательность, решительность. Искренне рад Вам на страницах моего блога, если Вы пришли не с камнем за спиной.