Святой источник в Дубовом Чаплыгинского района

Село Дубовое, что в Чаплыгинском районе Липецкой области, издавна славится свои святым источником. Этот источник считается одним из самых древних в Липецкой области.

Считается, что появился он здесь в незапамятные времена и, по легендам, собирались вокруг него язычники и устраивали праздничные гуляния. Согласно другой легенде, однажды на колодце появилась икона святого Николая Угодника.

Вообще, с информационной точки зрения этому источнику повезло — о нём есть информация в интернете и каждый, при желании, может составить своё объективное мнение.


Координаты: N 53° 08.080′, E 40° 06.980′

Об истории Дубовского святого источника достаточно подробно описано в книге А.Ю. Клокова и А. Найденова о монастырях и храмах Чаплыгинского района Липецкой области. В годы советской власти источник хотели свести на нет несколько раз, но так ничего и не получилось.

Самой драматичной и изощренной, на мой взгляд, была попытка в 1970-е годы сделать на месте источника пруд, но насыпанная уже плотина была смыта талой водой.

В мае 1924 года в селе Дубовом Раненбурского уезда Рязанской губернии (в 25 километрах от села Старое Сеславино Тамбовской губернии) к местному источнику, известному уже более 200 лет, усилился поток странников. Но особое внимание к источнику было возбуждено рассказом местного пастуха, который в конце мая во время ливня с грозой видел исходящий из колодца дым. К источнику приходило более 1.000 человек в день, а в праздничные дни – до 10.000 человек. Паломники шли в основном из Рязанской и Тамбовской губерний.

По решению Тамбовского губкома 20 июля 1924 года для обследования колодца была направлена губернская комиссия во главе с уполномоченным ГПУ по Козловскому уезду С.И. Кондратьевым. Комиссия установила, что людей привлекают к источнику рассказу о многочисленных исцелениях, полученных во время купания в нем. Члены комиссии даже встретились с одним из таких исцеленных – военным фельдшером из села Решетовка Богоявленской волости. Он полгода страдал тяжелейшей болезнью, приковавшей его к постели. После купания в колодце недуг его оставил. Освидетельствовав колодец, члены комиссии составили акт: «Комиссия считает необходимым рекомендовать скорейшую ликвидацию означенного колодца и паломничества к нему, служащих центром и источником антисоветской агитации…». Было решено закрыть колодец.

Акт комиссии:
«Акт осмотра «святого колодца», находящегося между селениями Дубовым и Дачным Раненбургского уезда Рязанской губернии от 20 июля 1924 года.

Комиссия утром сего года выехала из с. Ст. Сеславино к месту нахождения колодца, расположенного в 25-ти верстах от вышеозначенного села […] в 3-4-ех верстах от Тамбовской губернии.

Уже при выезде из с. Ст. Сеславино комиссия обратила внимание на отдельные группы граждан, состоящие преимущественно из женщин и подростков, направляющихся к святому колодцу. Из опросов паломников в пути обнаружилось, что сфера влияния колодца распространилась уже по значительному радиусу, в среднем доходящем до 40 верст, а в отдельных случаях до 60 верст. Расспросом граждан установлено, что их внимание привлекается усиленным слухами об исцелении больных, совершающихся у колодца во время купания, а также видениями на дне колодца и даже в воде, взятой из колодца: Христа, божией матери, Николая угодника. В отдельных случаях видели в воде колодца по грехам своим бодающихся коров, кучи червей, змей.

Комиссия на дороге получила сведения, что бывший ротный фельдшер Иван Нестерович Яковлев, хорошо известный в округе в течении 30-ти летней работы в местных учебных учреждениях, проживающий ныне в с. Решетовка Богоявленской волости, получил исцеление во время купания в колодце и совершенно выздоровел от недуга, приковавшим его у постели в течении 1-1,5 лет. Комиссия сочла необходимым осмотреть и опросить фельдшера Яковлева. Оказалось, что Яковлев душевно-больной человек с бредовыми идеями, рекомендует себя главным врачом местного военного округа, получает жалование 23 триллиарда, объяснив нам, что болезнь его произошла от неприятности вследствие невозврата ему долга его соседом в 60.000 руб. золотом. Яковлев имеет вид опустившегося человека: босой, в грязной неопрятной одежде […] дает объяснения комиссии с военной выправкой стоя. На предложение комиссии, что вода родника может иметь минеральные вещества, Яковлев с профессиональным апломбом утверждал, что в воде, в которой он купался, несомненно есть железно и мышьяк, а главным образом – слабительное, т.к. при погружении его в колодец у него, страдавшим хроническим запором, очистился кишечник.

Место расположение колодца в логу происходит между селами Лычным и Дубовым ближе к селу Дубовому. […] В момент нашего обследования колодца в означенном логу расположилось до 10 крестьянских подвод с распряженными лошадьми и около 400 паломников, в главной массе состоящих из женщин. […]

Бросалось в глаза наличие большого количества разного рода больных и инвалидов: слепых, хромых, страдающих пляской св. Витта, сифилитиков, паралитиков и др. Большинство паломников, около 200 человек, плотным кольцом окружали колодец, остальная масса, разбросанная группами в 20-25 человек в разных местах, полулежала на траве, делилась впечатлениями, рассматривая что-то в горло бутылок, наполненных св. водой, и в кувшины. […] Группа обнаженных женщин обливались водой. Над колодцем построена крыша из нового теса со старым деревянным крестом сверху. […] За колодцем растут три старые ветлы. […]

Колодец пользуется некоторой известностью около 200 лет. […] за время пребывания комиссии у колодца ни одного случая исцеления не было. […] На висячей доске от купола крыши имеется рамочный иконостас со старой иконой Николая чудотворца и божией матери. Вокруг основного колодца попеременно толпятся до 40 человек паломников, из которых 20, накрывшись старыми шерстяными платками, одеялами, наклонились над колодцем и в таком закрытом состоянии ожидают видений на дне его. […] Всем движением у колодца и распоряжением внутри его ограды, а также сбором яиц, холста и денег от граждан заведует 3-4 человека во главе с церковным старостой с. Дубовое Яковом Ефремовичем Гусевым. […]

Через колодец проходит более 1.000 человек в день, в большие церковные праздники до 10.000 человек. Начало паломничества совпадает с 20-ми числами мая и постепенно усиливается с каждым днем. По слова местных крестьян, давно существующий святой колодец был посещаем один раз в год и у него совершались молебствия с водосвятием причтом с. Дубовое. В конце мая внимание граждан к колодцу было взвинчено рассказом местного пастуха, который передавал, что во время грозы и ливня он заметил выходящий дым из колодца. […] У источника периодически появляются монашки, организуя церковные песнопения, чтение псалтири и других церковных книг и лекций о чудесах. Жена диакона принимает живое участие в прославлении колодца, а 16 июня к колодцу был крестный ход при стечении народа до 10.000 человек.
Комиссия считает необходимым рекомендовать скорейшую ликвидацию означенного колодца и паломничества к нему, служащих центром и источником антисоветской агитации и выпадов, разлагающе действующих на окрестное малокультурное население.»

Места вокруг источника предостаточно.

Как известно, купол над святым источником сгорел. По этому поводу ходят различные слухи и домыслы, воспроизводить их не буду.

Раздевалки:

Логовина:


Алексей Логинов
Автор записи
Cпешу чувствовать и жить. Голоден до знаний. Идеалист, верю в первичность духа. Очень много планов и проектов, поэтому ищу настоящих единомышленников. Многогрешен, могу понять, но не всегда простить, особенно лицемеров и предателей. Вижу свой блог как площадку для обмена конструктивными мнениями и общения с друзьями со всего мира. Ценю в людях объективность, надежность, инициативность, компетентность, критичность, искренность, последовательность, решительность. Искренне рад Вам на страницах моего блога, если Вы пришли не с камнем за спиной.