Начальник управления липецкого спорта Дементьев, чье руководство по мнению огромного количества людей, включая самых уважаемых спортсменов, считается отвратительным — получил еще одного грозного оппонента.
Глава Федерации гиревого спорта, судья международной категории и мастер спорта Владимир Рассказов прислал в нашу редакцию гневное письмо, обличающее не только Дементьева, но и все подконтрольное ему Управление.
Разоблачения Рассказова — не просто буря эмоций — это уникальные цифры, которые известный гиревик изумительно ловко вплетает в саму суть своего повествования.
Количество медалей завоеванных спортсменами ЦФО на олимпийских играх.
ВЛАДИМИР РАССКАЗОВ. Размышление о спортивных делах в Липецкой области.
— Можно слышать противоречивые мнения о состоянии физической культуры и спорта в области.
Чиновники склоняются к успехам, умело оперируя только теми данными, которые несут положительную динамику, административно регулируя ее, представляя все в радужном цвете.
Объективная реальность, по мнению большинства населения, свидетельствует об обратном.
Кто поверит, что около 40% населения области активно занимается спортом и ведет здоровый образ жизни, с учетом инвалидов, число которых превысило уже 10 %, больных детей, алкоголиков и наркоманов, лиц преклонного возраста?
Чтобы убедиться в этом, не нужно даже обращаться к статистике, достаточно оглянуться на свое окружение — семью, соседей, друзей, трудовой коллектив.
Можно манипулировать малозначимыми цифрами и процентами, уходя в демагогию, доказывая о движение вперед, которым верит все меньший процент населения.
О том, что ситуация может выйти из-под контроля предупреждали еще 20 лет назад, после развала профсоюзного спорта.
Организационную работу в прежние времена поддерживали профсоюзы, которые содержали спортивные школы и сооружения, проводили массовые соревнования, финансировали командные виды спорта.
На предприятиях работали 180 методистов производственной гимнастики, в каждом ЖЭКе был штатный инструктор физкультуры.
Массовые соревнования детей по хоккею на призы клуба «Золотая шайба» и по футболу на призы «Кожаный мяч» в Липецкой области собирали до 500 команд.
Занятия спортом были доступными и бесплатными для любой категории граждан.
Переход на значительную компенсацию расходов в спортивных школах и клубах, выезды на соревнования, дороговизна спортивной формы, инвеньаря и, вместе с тем, низкая платежеспособность населения, стало большой проблемой для многих семей.
Время требовало новой стратегии и иных подходов в решении задач по физическому воспитанию населения.
Бытует расхожее изречение «Чем сложнее социально-экономическое положение в обществе, тем доступнее должны быть средства физической культуры и спорта для незащищенных слоев населения».
Проблемы, с которыми столкнулась Липецкая область, характерны для многих регионов, однако решались они иначе.
Результаты работы в этом направлении в Липецкой области за 20 лет, о чем свидетельствует статистика и объективная реальность, являются следствием непрофессионализма и ошибок системы управления, разбалансирования системы финансирования отдельных программ, подмене серьезной целенаправленной работы по развитию массового спорта, подготовке спортивного резерва, развлекательными и популистскими шоу-мероприятиями с колоссальным отвлечением бюджетных средств.
Многократно увеличивался штат управленческого аппарата, создавались сомнительные структуры, подобно областному информационно-аналитическому центру, значение которого и сегодня непонятно многим специалистам.
Только в областном центре штат сотрудников спорткомитета увеличился с 3-х до 50 человек…
В то же время бюджетное финансирование физкультуры и спорта в области на протяжении 20 лет существенно отстает от средних показателей по России.
Еще в 1999 году Госкомспорт РФ, основываясь на данных Госкомстата, представил сведения о развитии массовой физической культуры и спорта высших достижений.
Из них следовало, что экономическая эффективность и результативность работы в Липецкой области значительно ниже, чем в среднем по стране.
Расходы на физическое воспитание (на душу населения) составляли 0.8 % от расходной части бюджета или в 2 раза меньше, чем в среднем по РФ.
И сегодня, если взять последние данные статистического отчета за 2016 год, то бюджетные расходы на занятия физкультурой и спортом, на одного человека в Липецкой области составляют 1763 рубля. По России этот показатель – 2881 рубль…
Одной из самых серьезных ошибок в середине 90-х годов была передача профсоюзных спортивных школ, в т.ч. специализированных, а также всех детско-юношеских центров (ДЮЦ) спортивного направления из учреждений народного образования на баланс Липецкого городского спорткомитета.
В одночасье была свернута внеклассная работа по физическому воспитанию детей и подростков в общеобразовательных школах.
Подобного решения не могли придумать ни в одном регионе страны, где большинство учреждений дополнительного образования, работающих на начальном этапе спортивной подготовки, находятся под патронажем органов народного образования, имеющих соответствующую спортивную базу.
В соответствии с федеральным законом образовательные учреждения самостоятельно, с учетом своих условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культуры и спорта, используя собственную спортивную базу, которая является неотъемлемой частью продолжения учебного процесса по физическому воспитанию, в стенах общеобразовательных учреждений.
Попытки централизованно строить игровые площадки на территории общеобразовательных учреждений, тратя на это десятки миллионов рублей, и невозможность организовать на них работу, при отсутствии достаточного количества детско-юношеских центров, штатных тренеров и инструкторов, заведомо были обречены на провал.
По социальным нормам обеспеченность физкультурными кадрами в Липецке составляла всего 65 %. Не хватало более 400 штатных физкультурных работников!
В Белгороде, например, с населением 340 тыс. чел. в общеобразовательных школах работают 68 детско-юношеских центров спортивного направления, где бесплатно занимаются более 56 тыс. детей. В Липецке было 8 ДЮЦ, которые, по моим сведениям, объединили в одну и эта работа, практически, свернута.
На протяжении 20 лет на физкультуру и спорт выделялась значительная сумма (более 2 %), это выше средних показателей по области и РФ, но ее катастрофически не хватало на реализацию основных программ. Почему?
— Значительные суммы расходовались на содержание аппарата управления, который увеличился почти в 20 раз!
— Финансирование профессиональных клубов по игровым видам спорта, которое продолжается и сейчас. На содержание хоккейного клуба «Липецк», 15 лет назад город направлял 65 % средств выделенных на решение социальных программ по развитию физкультуры и спорта в городе…
— Город взял на себя содержание специализированных спортивных школ и основных спортивных сооружений, хотя эта приоритетная задача региональной власти.
В соответствии с законом «О физической культуре и спору в РФ» (2007 год), все, что связано с подготовкой спортивного резерва, работой спортивных школ на этапе спортивного совершенствования и высшего мастерства, в т.ч. и профессиональные клубы по игровым видам спорта, должно находиться под патронажем субъекта федерации, а не муниципального образования.
Муниципальное образование должно заниматься вопросами массовой физкультуры и подготовкой спортивного резерва на начальном этапе обучения.
Это подтверждено и законодательством муниципалитета города Липецка.
Средств на открытие спортивных школ, детско-юношеских центров катастрофически не хватало.
Негативные последствия этих реформ легко проследить в архивных статистических отчетах, размещенных на сайте Министерства спорта РФ.
Еще 30.12.09 г. на совместном заседании коллегий трех управлений: здравоохранения, образования и физкультуры и спорта заместитель главы администрации области Л. Куракова озвучила обеспокоенность тем, что Липецкая область занимает лишь 67 место по числу детей, которые регулярно занимаются спортом и лишь 5 % липецких школьников, прошедших обследования в физкультурном диспансере, абсолютно здоровы. Загруженность спортзалов в регионе в три раза меньше, чем полагается.
Липецк, составляющий почти половину населения области, вносил существенную негативную корректировку в эту отчетность.
Л. Кураковой было невдомек, что в начале 90-х годов, именно она в городе, проводила реформы, которые и привели к таким негативным последствиям.
За 20 лет Липецкая область безнадежно отстала от многих регионов по наличию современных спортивных сооружений.
На федеральном уровне запускались программы по строительству спортивных объектов, но они не привлекали внимания руководства области.
В 2006 году на одну из них было выделено 120 млрд. рублей, по которой построено 4 тыс. современных спортивных сооружений.
Липецкая область, считающая себя экономически успешной, гордо отмалчивалась от участия в этих программах.
По заявлению Е.Белокопытовой – председателя департамента экономического развития города Липецка, которое было сделано на совещании городского актива, чтобы попасть в федеральные программы, надо своевременно и правильно составлять техническую документацию. Этого не делалось, хотя потребность областного центра в формировании спортивной инфраструктуры составляет 6 млрд. рублей.
Убежден, что и эта внушительная цифра значительно занижена.
Первые десять лет в области вообще не строили спортивные сооружения, что негативно отразились на решении основных задач в области спорта.
При молчаливом согласии руководства области разрушили легкоатлетический манеж, который и сегодня мог быть визитной карточкой спортивного Липецка.
Заморожено было строительства 50-м плавательного бассейна на пл. Героев, который был готов на 80% и планировался ввести в строй через 6 месяцев.
Если, кто-то считает, что с вводом в строй плавательных бассейнов в каждом сельском районе решена большая комплексная программа, тот глубоко заблуждается.
Чтобы представить себе, как мы отстали от других регионов, можно привести следующую статистику.
В Липецкой области 43 плавательных бассейнов, ни одного 50-метрового.
По статистическим данным в России 5.441 бассейн. 167 бассейнов– 50-ти метровых.
По количеству бассейнов Липецкая область находится всего лишь на 11 месте в ЦФО. А, обеспеченность (по социальным нормам) составляет всего 10 %. В Белгородской области, например, 141 бассейн…
У специалистов, еще в начальной стадии вызывало большое сомнение в целесообразности строительства бассейнов в малонаселенных (5-7 тыс.) сельских поселениях.
КПД использования бассейнов в таких условиях (с учетом количества населения, пропускной способности и нормативов), составляет не более 30 %, а производственные затраты на их возведение и содержание (особенно энергетические затраты), пагубно отражаются на финансировании и развитии остальных массовых видов спорта.
Планирование ледовых дворцов в каждом сельском районе еще больше усугубит ситуацию.
Строительство спортивных объектов в области ведется хаотично, без экономического обоснования и учета социальных норм.
По этой причине областной центр, составляющий половину населения области по обеспеченности спортивной инфраструктурой (исходя из социальных норм), уступает всем, без исключения, сельским районам области…
За 20 лет в области было принято несколько программ, но, ни одна из них не выполнена.
По программе развития спортивных игр, утвержденной администрацией в 2005 году, еще в 2008 году в Липецке должен быть построен дворец игровых видов спорта на 2.500 посадочных мест. На него планировали 183 млн. рублей.
Потихоньку этот проект «спустили на тормозах».
Когда ситуация вышла из-под контроля и только ленивый не критиковал область из-за отсутствия современных спортивных сооружений, родился новый проект «Катящиеся камни», который должен был быть реализован в 2015 году, но и ему пока не суждено сбыться.
Хотя таких спортивных сооружений в Липецке должно быть не менее 3-4, многие руководители спортивных школ с тревогой ждут реализации этого проекта,
Многофункциональный спортивный комплекс не решит проблем спортивных школ и массового спорта, а его предназначение будет, в основном, для профессиональных клубов, проведения зрелищных мероприятий и состоятельных граждан.
Вместе с тем, финансовые затраты на его возведение еще дальше отдалят перспективу создания современных условий в большинстве спортивных школ, спортивная база которых находится в удручающем состоянии и требует обновления.
Судьба профессиональных клубов по игровым видам спорта, которые скатились в самые низшие дивизионы, была предсказуема еще 20 лет назад, когда начали создавать новые клубы, без экономического обоснования, подготовки резерва, ориентируясь только на бюджетное финансирование.
10 лет назад я вступал в дискуссию с руководителями облспортуправления и приводил данные, ссылаясь на статистический отчет Министерства спорта РФ.
Внебюджетные поступления в соседних областях, которые, в основном, направляются на финансирование профессиональных клубов значительно выше, чем в Липецкой области
В Воронежской области сумма поступлений была в 23 раза больше, чем в Липецкой области, во Владимирской – в 14 раз, в Курской – в 12 раз, в Рязанской – в 11раз, в Тамбовской – в 10 раз больше.
Разбалансирование системы финансирования спортивных программ является
основной причиной тех недостатков, которые сегодня невозможно скрыть и, которые волнуют спортивную общественность.
Можно перечислять множество мероприятий, на которые тратили десятки миллионов бюджетных рублей, значение, необходимость и форма их проведения вызывало большое сомнение у спортивной общественности.
Среди них ежегодный Международный фестиваль документальных спортивных фильмов, ежегодные выезды команды чиновников на футбольные баталии в Сочи, песенные и рыболовные фестивали, спартакиады трудящихся, мероприятия подобные «Лыжне России», проводимой в чистом поле при отсутствии лыжной базы в окрестностях Липецка и множество других мероприятий.
Жонглируя цифрами, ежегодно руководителями области восхвалялись достижения региона на российских и международных соревнованиях, назывались десятки кандидатов в национальную сборную команду страны, предрекая им успешное выступление на Олимпийских играх.
Желаемое выдать за действительное был основной принцип в работе.
Для населения стало полной неожиданностью, и люди прозрели, когда оппозиционные средства массовой информации опубликовали сравнительные данные выступления наших спортсменов на олимпийских играх.
Липецкая область оказалась единственной в Центральном федеральном округе, которая за 20 лет (5 олимпийских циклов) так и не подготовила ни одного призера Олимпийских игр.
У наших соседей из Воронежской области — 48 чел, в Тульской – 39, Рязанской – 27, Тамбовской – 17.
Многие спортсмены уже на начальном этапе подготовки выезжают за пределы области в клубы, где им создают необходимые условия, а руководители Липецкого спорта их успехи пытаются связать каким-то виртуальным параллельным зачетом, приписывая это в свой актив.
Для населения области принципиально важно, чтобы чемпионы, с которых можно было брать пример, воспитывались в родных стенах, а не уезжали из родного дома. Для этого им необходимо создавать условия.
Инициативная группа бывших спортивных руководителей области, наблюдая за всем происходящим, неоднократно пыталась довести свою позицию в вопросах развития спорта в области, акцентируя на ошибки, которые допускаются, до руководителей облспортуправления, администрации области и областного совета, но она так и не была услышана.
Один из кураторов спорта в областном совете, в приватной беседе со мной, еще 10 лет назад, сказал, что Ваши аргументы и факты убедительны, но они будут востребованы, когда действующая власть «зашатается»…
Может быть это время подходит?
Убежден, что мою точку зрения разделяют многие руководители спортивных школ, тренерский состав и спортивный актив.
В. Рассказов