Благодаря Константину Ульяночкину и Евгению Михайловичу Артамонову мне попал в руки очень ценный этнографический фотоальбом «KADONNUTTA INKERIÄ», изданный Антти Хамалайненом в Финляндии (в Хельсинки) в 1944 году. В этом фотоальбоме есть раздел, посвященный прибалтийскому варианту игры в городки. Более широкое и более известное название этой игры на территории Ингерманландии — поппи. Но в издании 1944 года вариант этой игры называется «pualikan luonti».
Мне представляется, что эти фотосвидетельства очень важны для понимания той дискуссии, которая идёт сейчас вокруг инициативы карельской группы сделать игру «кюккя» — один из вариантов древней игры в городки, в разных разновидностях распространенных по территории ные разных стран, а ранее — единой общности различных народов, объединенных в единой государства (государства) национальным видом спорта Карелии. Государства приходят и уходят, а игры остаются. И почему «кюккя», а не поппи или «pualikan luonti», например. Хотя это и есть классическая разновидность еединой игры.
Итак, игра «pualikan luonti». 1943 год. Территория — от Гатчины до Нарвы, от Ладожского озера до реки Нарва.
Разрушенная броском палки «крепость», 1943 г. Мы видим традиционные для древней игры городки атрибуты: охранительное поле; городки, составляемые в фигуры и разрушаемые бросками бит
Ингерманла́ндия (Ингрия, Ижора, Ижорская земля; швед. Ingermanland; фин. Inkeri, Inkerinmaa; эст. Ingeri, Ingerimaa; др.-рус. Ижера, Ижерская земля) — историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарва и Чудским озером на западе, Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами и рекой Лава — на востоке. На севере она граничит с Карелией по рекам Сестра и Смородинка. Южная граница Ингерманландии проходит по среднему течению рек Оредеж и Луга, но большей частью не имеет чётких географических ориентиров и соответствует границе между Россией и Швецией, установленной по Столбовскому миру 1617 года.
Северная Ингрия в годы войны
В комментариях к фотографиям говорится, что это самый популярный вариант силовой мужской игры. Для участия в этой веселой игре мудчины делятся на две группы. Бросая палку ногой, они определяют, кто начнет игру первым.
Игроки определяют начинающую команду
Ещё один вариант определения «зажигальщика»
После этого выстраиваются «замки» — «вражеские крепости». Эти «вражеские крепости необходимо разбить, для чего и наносятся броски палкой. Игра заканчивается тогда, когда последняя «пуалика» (городок) выбивается из города.
Построение фигур в «городе» — «крепости»
Разрушенная броском «вражеская крепость»
После определения победителя, проигравшие возят первых от «замка к замку», признавая своё поражение. В это действие не вкладывалось никакого презрительного смысла, так как в следующей игре всё могло поменяться местами и все понимали, что это лишь веселая игра. Иногда в этой игре принимали участие все юноши деревни.
Проигравшие катают побежденных
Интересно, что проигравшие также должны были останавливать «катушку» своей верхней одеждой — победители по очереди бросали кругляк от бревна, который катился. По комментариям, это действие должно было уничтожить страх проигравшей стороне и помочь им победить в следующей партии.
Бросание «катушки»
Ловля «катушки»
В фотоальбоме есть также описание и женского варианта игры в палочку и столбик. При этомводящая женщина бросает палочку в цель из своего круга.
Р.s. За столетия перед этим…
Русская игра играющие в городки с ездою. Миниатюра Гейслера, 1805 г.
Скульптор Антон Иванов, 1839 г.:
«Я бесконечно рад этой удаче. И рад ей вдвойне потому, что привлекаю внимание к городкам – древней народной игре, полной неповторимой прелести и обаяния, прочной и вечной, как и мы сами».