«Белая лента», реж. Михаэль Ханеке, 2009 г.

Об этом фильме говорено-переговорено, написано-перенаписано… Куча премий и наград собрана именно этой картиной режиссера и сценариста М. Ханеке. И я не мог без некоторых предубеждений и, как говаривал мой немецкий преподаватель герменевтики, «без очков интерпретаций» смотреть этот фильм. Но я постарался.

фильм

В своё время после просмотра его фильмов «Забавные игры» и «Пианистка» я долго не мог придти в себя (удивляюсь, как я мог пропустить его экранизацию «Замка» Франца Кафки!). Фильмы Ханеке будоражат! Зачастую они затрагивают очень низкие качества человека, которые в то же время спокойно уживаются с обыденностью нашего невыносимого бытия. Думаю, что Ханеке — это продолжатель Достоевского и Кафки в мире художественного воплощения страстей, глубокий хитрец игры на экзистенциальном уровне. Но вернёмся к «Белой ленте».

Фильм смотрится на одном дыхании (хотя это целых 2 часа и 24 минуты!) и непрестанно взывает к человечности на фоне невыносимой жестокости и грубости. Многие обвиняют автора и сам фильм в бесчеловечности, в отсутствии выхода, просвета, в крайней степени депрессивности. Но о фильме можно судить только просмотрев его снова и снова. И поверьте, этот фильм можно смотреть несколько раз, чтобы понять этот высокий, на мой взгляд, язык киноискусства.

Маленькая северная немецкая деревня накануне начала Первой мировой войны. Рассказчик — начинающий учитель, который приехал в это местечко и описывает развернувшиеся события. Всё просто. Но в то же время — невыносимо сложно. Фильм черно-белый, что ещё больше подчеркивает приближенность к реальности. Художественность и документальность, простота и глубина, черное и белое … — здесь много тонких граней, которые в фильме умело представлены. Особо представлены мир детей и мир взрослых, которые словно в некой антитезе друг ко другу. Прошлое и будущее. Насилие и терпимость. Думаю, этот фильм как никакой другой близок к интерпретации Европы, её культуры и внутренних противоречий… Как картины Питера Брейгеля, как фильмы Ларса фон Триера
Это фильм про веру, про религию, которую впитывают дети с детства, о нравственности, которую воспитывает общество. Религия и насилие — тема вообще щекотливая, у Хайнеке она становится устрашающе бытовой и трагичной. Ребенок и насилие — это бич общества, который нещадно вскрывает ущербность человека. У меня иногда складывалось впечатление, что все люди в этом фильме ущербны со своими взглядами на то, что правильно и что ложно. Но ещё страшнее то, что вырастают закомплексованные, зажатые в тисках религиозного воспитания дети, становятся взрослыми, а насилие порождает насилие, разрастаясь в геометрической прогрессии (не это ли показал Ханеке именно в преддверии начала самых страшных страниц истории — двух мировых войн?).

Главный, по-моему, вопрос в этой картине — почему мы такие? Почему человек и общество пришло к понятию войны, или оно всегда было в человеке, эта тяга к насилию?
Возможно, не всем стоит смотреть этот фильм.
Ещё хочу привести слова из одного стихотворения, христианской поэтессы из Ростова-на-Дону:
«Не комплексуй – все мнения ущербны, К чему тебе несовершенный рай? Есть Бог и ты. Все остальное тленно, Все, что ни есть, — лишь Богу посвящай.» (Наталия Маркова)

Предлагаю интересную дискуссию, которая прошла в программе Гордона «Закрытый показ» (с участием режиссёра Ханеке и продюсера фильма)

Из рецензии с сайта Кинопоиск.ру:
«Белая лента» таким образом становится не просто анализом исторических событий и насилия в общем, но и одним из наиболее актуальных художественных высказываний современности. Выводы каждый может сделать сам, благо режиссер предоставляет такую возможность. «Белая лента» не только идеальна технически и сценарно, но и столь многогранна и серьезна, что ее можно назвать вершиной творчества Михаэля Ханеке.

kolpachok
Автор записи