Паровозы, тепловозы, а я маленький такой…

А знаете ли вы, что и в Липецке есть памятник паровозу?! Мало того, в открытии этого памятника я принимал самое непосредственное участие!

Но по-порядку. Мой дед,, Мухортов Михаил Константинович, начал работать на Новолипецком металлургическом заводе (НЛМЗ, с начала 80-х годов ХХ столетия — Новолипецкий металлургический комбинат — НЛМК) с 1933 года, за год до даты официального открытия предприятия (7 ноября 1934 г.).
В трудовой книжке деда одна запись о месте работы — железнодорожный цех, в последствии — Управление железнодорожным транспортом (УЖДТ) НЛМЗ (НЛМК). И проработал Михаил Константинович там до 1985 года, то есть 52 (!) года!
Начинал помощником машиниста паровоза, машинистом паровоза, был дежурным по депо, начальником смены… Вся жизнь в заводе, судьба с заводом. В войну вместе с заводом, под бомбёжками, эвакуировал предприятие в Челябинск, там и работал в лихие военные годы. После войны — возрождение НЛМЗ на родной липецкой земле, строительство новых современных цехов, превращение завода в передового гиганта мировой металлургии.
К сожалению, из-за пожара, случившегося в квартире деда уже после его смерти, практически не сохранились документы, фотографии, рассказывающие о трудовом пути Михаила Константиновича и НЛМК. Лишь несколько чудом выживших пожелтевших фото..

В начале 70-х годов использование паровозной тяги на предприятие стало нерентабельным. Пришло время полностью заменить паровоз на тепловозы. Но как забыть дымящего трудягу?! Прощание с паровозом вылилось в настоящий праздник. И решено — памятнику паровозу в заводе быть!!!

Надо сказать, что я был у Михаила Константиновича любимчиком. ) Он так и звал меня — орёлик! И маленьким, и потом, до самой смерти деда, я всегда был с ним. И уж на заводской праздник открытия памятника паровозу не взять меня, первоклассника ещё, было невозможно.

Уникальное фото. Вот он, последний паровоз завода! Среди почётных железнодорожников я, маленький такой…


После митинга, у пришедшего на смену паровозной тяги тепловоза. Дед стоит в центре. Я хорошо помню — после фотографирования меня посадили в кабину нового локомотива, показали, что и как нажимать и доверили тронуть железную махину с места. Горд я был необычайно!

Одно из первых моих самостоятельных фото, конечно, это дед!

Железнодорожный цех НЛМК на Октябрьской демонстрации. В кабине муляжя тепловоза видны дети, среди них и я. Вот радости-то и гордости было!

Как сейчас выглядит памятник старому локомотиву, можно посмотреть здесь.

К сожалению, ни одной нормальной современной фотографии, такой, которую можно вставить в пост ссылкой, либо скачав, в сети не нашёл. Так что смотрите по ссылке, там несколько кликабельных миниатюр.

Grafoman777
Автор записи
Вот в твиттере обо мне написано "Партизан продразвёрстки". ) А ещё неизбывный романтик, хулиган и, говорят, не злой... Ах да, конечно - дамский угодник! Некоторые добавляют "старый дамский угодник", но это они неподумавши!... ))