Франс де Вааль, «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов»

789

(В оригинале: Frans de Waal, «The Bonobo and the Atheist: In Search of Humanism Among the Primates»)
Скажу сразу — понравилось и заинтересовало! Автор — известный приматолог из Атланты (штат Джорджия, США). Вспомнилась Атланта и пригороды. Мне там очень понравилась природа, климат и вообще замечательное место!..

Кстати, Франс де Вааль — американский биолог нидерландского происхождения, включенный журналом Time в список 100 самых влиятельных людей мира. Много лет учёный занимается изучением бонобо — вида из рода шимпанзе семейства гоминид. В ходе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. Вопрос «как и когда возникла мораль?» становится для этой книги основным, хотя появляются и другие не менее интересные вопросы и попытки на них ответить. В честности — вопросы об отнoшении к религии и к научному взгляду на мир, к атеизму и к догматизму. Хотя автор не скрывает своих атеистических взглядов, он не без критики относится к яростным отрицателям религии, обоснованно приводит доводы в пользу эволюционного происхождения религии как части нас самих, общества, культуры. Это мне было симпатично и близко.
Не скрою, я читал с большим интересом. Бесспорно, со времен Чарльза Дарвина эволюционный взгляд на мир все более и более расширяется и углубляется в различных сферах жизни, в теории и практике, на стыке различных научных знаний. Как сам автор замечает в книге, рано или поздно на всех кафедрах психологии появится портрет Дарвина. (Кстати, в этом году Чарльзу Дарвину исполнилось бы 205 лет!)
Ещё меня заинтересовал параллельный и хорошо вплетенный в ткань книги сюжет — это размышления автора по поводу творчества голландского художника Иеронима Босха, анализ и интерпретации его известного полотна «Сад земных наслаждений» (дело в том, что де Вааль родом из города Ден Босе, по названию которого известный художник выбрал себе имя). Исследования чисто научного плана замечательно переплелись с рефлексией автора на творчество великого художника, с его немаловажными прозрениями и художественными намеками.

Надеюсь, что многим эта книга будет интересна и полезна.

«Люди верят просто потому, что хотят верить»

«Дарвин без особых трудностей совместил нравственность и эволюционный процесс, признавая при этом врождённую склонность человека к добру»

«Как сказал один философ, быть воинственным атеистом — все равно что «яростно спать»
***
«Мысль о том, что человечество могло взять моральную эволюцию в собственные руки и добиться того, чтобы среди представителей нашего биологического вида было больше особей, готовых подчиняться общим правилам, вызывает глубочайший интерес»
***
«Я не считаю, что наблюдения за шимпанзе или бонобо могут подсказать нам, что хорошо и что плохо, и не думаю также, что это может сделать наука, но я уверен, что природа помогает нам разобраться, как и почему мы стали заботиться друг о друге, и искать моральные принципы. Мы делаем это потому, что выживание зависит и от хороших отношений с окружающими, и от сплоченности общества»
***
«Моральные законы — всего лишь приблизительные правила или, не исключено, просто метафорическое описание того, как нам следует себя вести»
***
«По мнению большинства философов, человек сам убеждает себя в моральных истинах. Даже если философ при этом не ссылается на Бога, он всё же предполагает, что процесс этот идет «сверху вниз»: сначала мы формулируем принципы нравственности, а затем применяем их в отношениях с ближними. Но действительно ли моральные намерения формируются на таком высоком уровне? Разве не должны они корениться в нашей глубинной сути, в том, что мы и кто мы? Разве реально было бы убедить человека заботиться о других, если бы ему не была изначально присуща естественная склонность к этому? Какой был бы смысл аппелировать к честности и справедливости, если бы у нас не было мощной инстинктивной реакции на их отсутствие? Представьте, какую когнитивную нагрузку нам бы приходилось нести, если бы каждое принимаемое решение нужно было проверять при помощи «спущенной сверху» логики. Я твердо верю в утверждение Дэвида Юма о том, что разум — раб страстей. Начали мы с нравственных ощущений и интуиции, и именно в этом мы ближе всего к другим приматам. Человек не откапывал мораль, извлекая ее из рациональных рефлексий; напротив, он получил мощный толчок снизу, из своего неизбывного социально-животного прошлого»
***

«Мы были католиками до мозга костей. Но я давно уже не католик. В общении равно с религиозными и с нерелигиозными людьми я теперь пользуюсь одним-единственным четким критерием — и определяется он не тем, во что конкретно верит человек, а лишь уровнем его догматизма. Я считаю, что догматизм угрожает нам гораздо сильнее, чем религия как таковая. Особенно же мне любопытно, как может человек перестать веровать, но сохранить при этом связанные с ней зачастую шоры. Почему сегодняшние «новые атеисты» так одержимы отрицанием существования Бога, что готовы неистовствовать в средствах массовой информации, носить футболки, декларирующие отсутствие у них веры, и призывать к воинственному атеизму? Что может атеизм предложить такого, за что стоило бы так яростно сражаться?
Как сказал один философ, быть воинствующим атеистом — все равно что «яростно спать»

«Подлинный враг — это подмена мысли, рефлексии и любознательности догмой. <…> «Строго говоря, уверенной определенности не существует; существуют только уверенные люди».

kolpachok
Автор записи