О педагогических и школьных музеях Тамбова

Тамбовский блогер Марина Климкова  начала у себя в журнале серию публикаций о педагогических и школьных музеях Тамбова, теме чрезвычайно актуальной и поучительной в наше время

О педагогических и школьных музеях Тамбова (ч. 2)Начало здесь.

«Николай Федорович Бунаков родился 26 ноября 1837 года в Вологде. Его отец, Федор Николаевич, был правителем канцелярии Вологодского военного губернатора Бологовского, а мать происходила из помещичьего рода Поповых. Первые годы детства будущего знаменитого педагога прошли обычным порядком: семья жила, так как жили в те времена семьи среднего состояния. Обучение чтению началось у попа, а затем для дальнейшей подготовки был приглашен гимназист-семиклассник.

Николай Федорович Бунаков. Фото конца XIX века
Николай Федорович Бунаков. Фото конца XIX века

В гимназии мальчик не отличался успешностью, и, кроме того, был аттестован как «шалун, грубиян и дурной мальчишка». В качестве такового мальчику пришлось испытать на себе все меры педагогического воздействия: оставление без обеда, стояние на коленях, сечение розгами. В те времена еще предполагали, что гимназия непременно должна «довести до дела» своих питомцев и потому к исключению «шалунов» не прибегали. «Посекут с согласия родителей, …а всё-таки доведут и как-нибудь выпустят…»[1].

В гимназии начались первые литературные опыты Николая в форме различных пародий и эпиграмм на учителей. Понятно, что подобное сочинительство не поощрялось, и родителям приходилось нередко улаживать отношения своего гимназиста с учителями. Отчасти поэтому, отчасти из соображений практического свойства, отец решил направить своего сына по юридическому отделению. (Гимназии в то время подразделялись на два отделения (факультета): филологический и юридический. Последний не давал права поступления в университет, а готовил к государственной службе.)

Но чиновника из Николая Федоровича не вышло. Слишком была велика склонность к живому, серьезному делу. Окончив в 1854 году курс гимназии, он в том же году выдержал экзамен на учителя уездного училища и был определен учителем в уездный город Тотьму. Здесь вышли в свет первые печатные труды Николая Федоровича: «Вологда в начале XVII столетия». В них молодой ученый продемонстрировал интерес к экономике, этнографии и статистике.

В 1859 году Бунаков переезжает в Вологду, занимается общественно-политической деятельностью. В 1863 году вместе с товарищем Ф.А. Арсеньевым делает попытку основать в Вологде частную газету «Починок», но возникает конфликт с местным обществом, особенно после появления его рассказа «Выбор старины» в «Искре», а затем повести «Бесовское наваждение». И в том, и в другом произведении местное общество и власти осыпались едкими сарказмами.

В 1864 году Бунаков переехал в Санкт-Петербург с намерением жить литературным трудом. Он примкнул к «Современнику». Но как человек, привыкший отдавать себе отчет в своей деятельности и оценивать свои труды, он пришел к заключению, что у него нет художественного таланта и дальше обличительных рассказов он пойти не может, а положение рядового чернорабочего литературы ему совсем не нравилось.

Некоторое время Николай Федорович прибывал в унынии, думая о невозможности найти тот труд, которому можно было бы отдаться вполне и найти удовлетворение. Знакомство с двумя известными педагогами – К.Д. Ушинским и Ф.Ф. Резенером – дало иное направление его мысли.

16 августа 1867 года в Воронеже была открыта Школа Бунакова. Очень скоро она заслужила симпатии общества. В школе собрались педагоги, полные любви к детям, самоотверженно отдававшие себя делу воспитания. Николай Федорович активно работал, принимал участие в редактировании газеты «Воронежский телеграф». Он был неутомим,  и его трудовая энергия не иссякала. В 1866–1870-е годы он активно участвовал в деятельности воронежского кружка по устройству публичных чтений.

Школа Бунакова существовала 17 лет — до 1884 года. Лично Николаю Федоровичу его школа, помимо нравственного удовлетворения и живой проверки выработанных взглядов на дело начального обучения, ничего не давала. Однако материальных выгод он не искал, а все доходы  употреблял на нужды учебного дела. Его коллекции пополнялись, и в 1877 году Бунаков провел первую выставку всех пособий для начального обучения.

С 1872 года деятельность Бунакова в области народного образования значительно расширяется. В том году он принял участие в работе Всероссийского съезда учителей, проходившего в Санкт-Петербурге при Политехнической выставке. Чтение лекций на съезде увеличило известность Бунакова. В 1872–1874 году он руководит съездами учителей в Костроме, Херсоне, Пскове. В 1897–1900 годах – учительскими курсами в Тамбове, Ярославле, Курске, Херсоне, Одессе[2].  

Экспонаты музея им. Н.Ф. Бунакова
Наглядное пособие – модель жука из музея им. Н.Ф. Бунакова

Создание Передвижного музея в Тамбове было связано с планами Губернской управы по проведению учительских курсов в 1901, 1902 и 1903 годах.

Для организации курсов были приобретены наглядные пособия, которые предполагалось использовать во временной школе на занятиях по методике для учителей. Однако курсы не состоялись, и возник вопрос: что делать с наглядными пособиями? Было решено устроить передвижной музей наглядных пособий для обеспечения ими школ губернии. Предполагалось, что если опыт окажется удачным, то целесообразным будет создание подобных музеев в других уездах губернии.

После того, как решение об открытии музея состоялось, Н.Ф. Бунаков, бывший руководитель Тамбовских учительский курсов в 1897 году, пожертвовал для проектируемого музея часть своей богатой коллекции наглядных пособий. Другая часть материалов была подарена им Новоторжскому уездному музею. В это же время путем частных пожертвований удалось собрать коллекции насекомых, спиртовые и формалиновые препараты, некоторые картины. Несмотря на эти дарения, коллекция наглядных пособий не отличалась законченностью и систематичностью. Организаторами музея было высказано пожелание о выделении государственных субсидий для пополнения музея[3].

Опыт многих школ показывал, что имеющиеся в школах учебные пособия часто остаются без употребления, поскольку «у учителей нет времени заниматься подбором учебников, в которых можно найти материал для объяснения пособий, или наоборот – подбором пособий, которые подходят к тексту статей, читаемых в данное время в классе»[4]. Поэтому чтобы облегчить пользование коллекцией музея был подготовлен список имеющихся в нем наглядных пособий с указателем статей из различных хрестоматий и книг для чтения, имеющих отношение к упомянутым в списке предметам. Указатель был разделен на две части. В первой главе для каждого предмета коллекции указаны статьи из наиболее употребительных книг для классного чтения, в которых учитель может найти материал по данному пособию. Вторая часть была составлена по особому плану. В ней отдельно для каждой из упомянутых выше книг для классного чтения дается перечень наглядных пособий, имеющих отношение к той или иной части данной книги.

В дальнейшем музей постоянно пополнялся. Средства на приобретения выделялись Земской управой. Так, в 1912–1913 годах на пополнение фондов было выделено 300 рублей, на которые были приобретены наглядные пособия из Вятской мастерской. Средств, выделенных Земской управой, не хватало. В отчетах музея отмечалось, что в Курской губернии только в последние годы открыто 23 подвижных музея для 6 уездов, и все они пользуются поддержкой местных властей[5].

Основным средством пополнения продолжали оставаться частные пожертвования. Например, в том же году от ученика гимназии Иванушкина поступило чучело совы, от ученика гимназии Загряжского – скелет филина, от Лебедянской земской управы – 38 экземпляров портретов Александра II. Супруга педагога Н.Ф. Бунакова пожертвовала музею 200 рублей. В результате продолжительной работы по комплектованию фондов в 1915 году в музее насчитывалось 668 единиц хранения. После революции эти материалы составили основу Тамбовского народного музея.

Главным видом работы музея было обслуживание школ губернии наглядными пособиями. Популярность музея в этом направлении постоянно росла. В начале своей деятельности музей обслуживал 10 начальных школ Тамбовского уезда. В 1912–1913 году – 125 школ в 9 уездах (всего рассылок было 300, общих выдач предметов – 2200). В 1913–1914 году обслуживалось 154 школы в 11 уездах, что составляло 10 % от числа всех земских школ (всего предметов было выдано 2400). Кроме обслуживания школ, музей играл роль показательного учреждения. В 1912–1913 годах его посетило 3000 человек, в том числе  548 приезжих, 1144 учащихся учебных заведений, 956 учеников начальных классов[6].

Активной работе музея содействовал тот факт, что Министерство народного просвещения обращало особое внимание  на внедрение, как в начальных школах, так и в средних, наглядно-опытного метода преподавания, вследствие чего экскурсии и широкое использование наглядных пособий  было признано обязательным.

Старейший школьный музей в России создан Александром Ивановичем Новиковым, писателем и общественным деятелем. В 1898 году он на свои средства построил мужскую Иоанно-богословскую учительскую школу в Козловском уезде. Впоследствии при ней создал местный краеведческий музей, в котором были собраны материалы по истории края, в том числе фотографии здания Иоанно-богословской учительской мужской и женской школы, церкви, церковного хора, фотографии Александра Киреева и композиторов – братьев Николая и Антона Рубинштейнов. После смерти А.И. Новикова  музей стал носить его имя. Он значительно пострадал в годы гражданской войны: часть фондов погибла, часть попала в Мичуринский краеведческий музей, часть разошлась по частным собраниям[7].

В 1910 году Борисоглебское городское управление учредило городской школьный музей. Принцип его построения и характер работы должен был соответствовать Тамбовскому музею наглядных пособий. Однако со временем здесь стали собираться материалы по истории и природе края, вследствие чего музей целесообразно классифицировать как учебный комплексный.

Экспонаты музея им. Н.Ф. Бунакова
Учебные приборы из музея им. Н.Ф. Бунакова

Официальное открытие  музея состоялось в 1911 году в доме № 66 по улице Верхнеплощадной города Борисоглебска. Его создатели ставили перед собой две задачи:

«1. Снабжение наглядными  пособиями городских школ.

2. Путем просмотра выставленных в музее предметов, знакомить всех интересующихся естественноисторическими условиями нашего отечества вообще и местного края в особенности»[8].

Для достижения первой цели музей располагал разнообразной коллекцией приборов, моделей, таблиц, картин и пр. по всем отраслям знаний. Часть этого материала была пожертвована гражданами, а, в большинстве своем, приобретена на средства городского управления, которое ежегодно вносило в свою смету по 500 рублей на пополнение музея.

Вторую задачу предполагали осуществить за счет покупки и пожертвований материалов по естественной истории, которые «так или иначе, характеризуют наш край в прошлом и настоящем»[9]. Для этого планировалось установить контакты с местными властями и любителями краеведения. К сожалению, немногие откликнулись на этот призыв. Было принесено лишь несколько костей мамонта. Но были и постоянные жертвователи, в их числе местный любитель древностей  М.М. Юрьев.

Со временем в музее сформировалось 10 отделов…

Музей постоянно увеличивался и уже в 1914 году достиг достаточно крупных размеров. Он был в состоянии удовлетворять всем требованиям, предъявляемых ему со стороны школ, вследствие чего обслуживал много учебных заведений. В музее также велось обслуживание посетителей. Для посещения музей был открыт три раза в неделю – по воскресным дням, вторникам и четвергам. Посещаемость постоянно росла. Если, в 1913 году музей посетило 735 человек, то в 1915 – 2379[10].

Приведенные факты свидетельствуют о ряде преимуществ педагогических музеев. Местные власти оказывали им поддержку, что было связано с общей политикой государства в сфере народного образования, и, в частности, активного внедрения Министерством народного просвещения наглядного метода обучения. Положительной стороной в деятельности музеев данной группы была доступность всем интересующимся учебной и краеведческой работой. Постепенно эти музеи становились центрами по развитию новых методов преподавания и местного краеведения. Позитивный опыт школьный и педагогических музеев активно использовался в первые годы советской власти».

Статья С.Ф. Махрачева была опубликована в альманахе «Тамбовская старина» (2010, вып. 2).

 


[1] Македонов Л.В. Николай Федорович Бунаков. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк. СПб., 1907. С. 4. 
[2] Там же. С. 27.
[3] Список наглядных пособий, имеющихся при Тамбовской земской управе, с указанием статей для объяснительного чтения. Тамбов, 1903. С. 4.
[4] Музеи системы народного образования Тамбовской области. Аннотированный каталог / Сост. Б.А. Заруцкий, В.Я. Назаренко, Л.М. Фомина. Тамбов, 1987. С. 8.
[5] Там же. С. 6.
[6] ГАТО. Ф. 1404. Оп. Д. 246. Л. 4.
[7] Заруцкий Б.А. Инициатор школьного музейного дела // Наш край Тамбовский. Тамбов, 1989. С. 145–148.
[8] ГАТО. Ф. 1404. Оп. 1. Д. 244. Л. 14.
[9] Там же. Л. 15.
[10] Там же. Л. 17.

 

Алексей Логинов
Автор записи
Cпешу чувствовать и жить. Голоден до знаний. Идеалист, верю в первичность духа. Очень много планов и проектов, поэтому ищу настоящих единомышленников. Многогрешен, могу понять, но не всегда простить, особенно лицемеров и предателей. Вижу свой блог как площадку для обмена конструктивными мнениями и общения с друзьями со всего мира. Ценю в людях объективность, надежность, инициативность, компетентность, критичность, искренность, последовательность, решительность. Искренне рад Вам на страницах моего блога, если Вы пришли не с камнем за спиной.