В соответствии с решением Общего собрания членов Конгресса 13 ноября 2016 года в структуре Конгресса были выделены комитеты (по направлениям деятельности) и палаты (по типу муниципальных образований). Как отметил Президент Конгресса Виктор Кидяев, эти преобразования были связаны с необходимостью выработки всесторонне обоснованных, профессиональных решений в сфере местного самоуправления.
С учетом специфики работы Конгресса были образованы:
— Комитет по законодательству, правовым вопросам и муниципальному строительству;
— Комитет по вопросам развития гражданского общества на местном уровне, общественным связям и безопасности среды обитания;
— Комитет по образованию, здравоохранению и социальным вопросам;
— Комитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;
— Комитет по бюджетно-налоговым вопросам и социально- экономическому развитию;
— Комитет по международному межмуниципальному сотрудничеству.
На Общем собрании 8 апреля 2016 года были утверждены председатели и персональные составы комитетов. Для дальнейшей работы было необходимо отладить механизм взаимодействия между членами комитетов, порядок их работы. Именно эти вопросы стали центральными в повестке дня первого рабочего совещания председателей комитетов. Как подчеркнул председатель Комитета по вопросам развития гражданского общества на местном уровне, общественным связям и безопасности среды обитания Леонид Шпектор, для эффективной работы членам комитетов необходимо не просто лично познакомиться, но и понимать сферу профессиональных компетенций друг друга.
«В каждый комитет входит по 31 эксперту, — напомнил Леонид Шпектор. – Это не значит, что мы каждый раз должны собираться в полном составе, чтобы обсудить тот или иной запрос или обращение. Я, как председатель, могу распределять вопросы среди экспертов в соответствии с их опытом и сферой интересов».
Выработанная схема взаимодействия позволяет комитетам использовать в дальнейшем разные формы работы – это могут быть и общие заседания, и общение посредством видео-конференцсвязи, и заочное обсуждение темы через электронную почту или другие каналы коммуникаций. Учитывая большой объем работы, на совещании было принято решение рекомендовать комитетам проводить заседания не реже двух раз в год.