О роли чтения дошкольникам

Книга выступает своеобразным барометром интеллектуальной жизни общества. Именно книга ответственна за духовно-нравственное воспитание ребенка.
Е.П. Глухова в своей статье «Место книги в воспитании дошкольников» отмечает, что детство – это время познания окружающего мира, формирования психофизического, нравственного, интеллектуального, эстетического облика личности, время становления системы оценочных критериев, определяющих ключевую ориентацию ребенка в природе и обществе.
Роль книг в становлении личности и развитии детей огромна. Книги помогают в адаптации детей, в организации творческого процесса, досуга, общении детей, а также в становлении личности ребенка, развитии высших духовных ценностей. Кроме того, книги являются основными источниками знаний о духовной и нравственной жизни, помогают расширять кругозор.
Книга как основной источник информации, как инструмент познания, как механизм общения между детьми, обладает огромной притягательной силой для дошкольника, поскольку именно через книги дети узнают о том, что видят, чувствуют, о чем думают. Возраст дошкольника замечателен тем, что чаще всего дошкольникам читают взрослые, именно они несут ответственность, полюбит ли ребенок чтение, каков будет его художественный вкус, станет ли для ребенка книга средством расширения представлений о мире, углубления восприятия, развития чувства нравственности, доброты и пространства, которые необходимы каждому ребенку.
Безусловным является тот факт, что если ребенок с детства приучен читать, то это остается с ним на всю жизнь, при любых жизненных ситуациях, поскольку у него всегда будет надежный и верный друг — это книга, которая легко и мудро отвлечет от грустных мыслей, поможет осуществить путешествие в удивительный и яркий мир книжных героев, подскажет ответ на мучающий вопрос, успокоит, развеселит.
Екатерина Матюшкина, детская писательница и художник, автор детских детективов и стихотворений, дает следующие советы:
1. Читайте ребенку вслух понемногу каждый день. Что-нибудь очень для него интересное.
2. Сходите с ребенком в библиотеку, пусть он сам выберет интересную для него книгу.
3. Не принуждайте к чтению, не ругайте ребенка, если он читает медленно. Не отбейте охоту!
4. Предложите ребенку литературу «для легкого чтения». Журналы, маленькие книжки, книги с веселыми историями и шуточными стихами. То, что читать не долго но увлекательно. Так вы снимите страх перед чтением.
5. Попросите ребенка развлечь маленького братика, сестренку или свои игрушки – почитать им ма-а-аленькую сказочку.
6. Купите настольную игру, предполагающую чтение.
7. Предложите придумать продолжение любимой сказки, в которой ребенок стал бы главным героем и всех спас.
8 Научите уважительно относится к книге, беречь страницы, правильно хранить книгу и ремонтировать ее.
9. Предложите ребенку в книжном магазине выбрать интересную для него книгу.
10. Не переусердствуйте. Ребенок, кроме чтения должен еще играть, гулять и даже просто отдыхать.

Из своего опыта могу сказать, что проблем с привитием любви к чтению в нашей семье нет, старшая дочь, которой почти 11, глотает книгу за книгой. Что этому поспособствовало? Не знаю, но дома есть хорошая библиотека, которая постоянно пополняется книгами разного жанра, мы с мужем из разряда много читающих, много читаем вслух детям. Когда старшая дочь начинала читать сама, я специально не дочитывала интересную развязку, и ребенок брал и читал сам.
Читайте! Познавайте мир! Радуйте своих детей совместным времяпрепровождением!

natasha_tuk
Автор записи
Красавица, умница, надеюсь (почти уверена), что хорошая жена, мама, дочь, внучка, преподаватель, переводчик, хозяйка...