Средневековый город-крепость Гремячий в Новомосковском районе Тульской области

История развития России — великой страны — отражена в его городах-крепостях, раскинувшихся как защита и от западных нашествий, и от южных — со стороны Дикого Поля. Одна из таких русских крепостей — город Гремячий, который ныне является селом Новомосковского района, расположенном на берегах Пронского водохранилища.

Память о многих поколениях защитников русской земли — в памяти об истории этого города, на месте деревянного храма которого на луке установлен деревянный крест.

Памятник землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, в Гремячем Новомосковского района
Братская могила советских воинов, павших в боях за Гремячее в 1941 году

Интерактивная карта воинских мемориалов и обелисков

В том месте, где речка Проня пересекала когда-то старинную Тульско-Михайловскую дорогу, почти на самой границе с Рязанской губернией широко и живописно раскинуло в давние времена свои раздольные и некогда многолюдные слободы село Гремячее. Исторические корни села глубоко уходят в события XVI — XVII веков, а недавними раскопками на знаменитой пронской излучине – Луке — подтверждается существование и более раннего поселения, порубежной крепости-острога с культурными слоями XII-XIII веков.

На порубежье московских, рязанских и тульских земель, которые постоянно подвергались разорению со стороны татар, требовалось поставить вооруженный заслон. В излучине реки заложили крепость – пограничный форпост. А вокруг селились ратные люди со своими семьями. На правом берегу выросли Пушкари и Стрельцы, на левом – Новики с Чендеевкой, Казаки-первые и Казаки-вторые с Грачевкой. От того, кто здесь селился, и названия рождались. Рекруты-новобранцы основали Новики. Стрельцы несли службу в пешем строю, пушкари правили свое дело у пушек, казаки-лошадники составляли конницу. Со временем вокруг Гремячего образовались 5 слобод: Беломестная, Новоприборная, Пушкарская, Староказачья и Стрелецкая, каждая со своим храмом, которых в XVIII в. насчитывалось, включая соборную церковь в самом Гремячем, — шесть. Уже и после того, как татарское иго было сломлено, град-крепость Лука стоял еще долгие годы.

Гремячее, Гремячево – исконно русские наименования. И они не выдуманы, не принесены кем-то извне, а явились как-бы сами собой благодаря существовавшим здесь в глубокой еще древности речки Гремячей, Гремучего родника или звенящей протоки.

Происхождение названия можно трактовать двояко:
1) от ключевого источника, появившегося после удара молнии в землю (по народному поверью),
2) от реки вследствие её быстрого течения.


Места в районе крепости просто идеальны для проживания и обороны

Точная дата основания города-крепости неизвестна. Самый ранний документ, упоминающий о поселении на Проне, — Межевая грамота Василия III 1522 г., подтверждавшая за Семёном и Василием Верхдеревскими старинные вотчины, жалованные Олегом Рязанским их предку Ивану Мирославовичу Салахмиру в 1371-1372 годах. В грамоте упоминается в качестве пограничной речка Гремячка, на ней слободка без названия, а также Сухая и Мокрая гаталины, Княжья гать, речка Черничка и Чижовский лес. Город-крепость Гремячий появился после 1571 года.

Судя по выписям с Гремячевских писцовых книг 1623 года, основателем его был Андрей Чернышов, и Гремячий наряду с Михайловым, Тулой, Венёвым, другими городами до конца стоял за выдвинутые И. И. Болотниковым идеи о «мужицком царе», за что и был дотла сожжен рязанским воеводой Прокофием Ляпуновым.

После «смутного времени» создались новые опасности со стороны Крыма и Турции. А это побудило правительство позаботиться о быстрейшем восстановлении разрушенных укреплений. Уже в 1611-1612 годах здесь появляется стольник и воевода Иван Пушкин, который явился по всей вероятности основателем нового г. Гремячева, а также Пушкарской слободы из 40 дворов.

Город окружала прочная крепостная стена. Он имел сложный комплекс оборонительных сооружений, в стенах было пять массивных башен: четыре по углам, одна – при въезде. Под башнями находились погреба для хранения оружия и боеприпасов. На въездной башне висел колокол, звоня в него, воины извещали население о приближении врага. В угловых башнях – бойницы. Внутри крепостной стены-казармы размещались мастерские по изготовлению и ремонту оружия, торговые лавки, другие здания.

По переписи 1623 года, проводившейся в Гремячем Фёдором Пушкиным и подьячим Дружиной Федотовым, значатся только Стрелецкая, Пушкарская, Казачья (т.е. нынешняя Староказачья) и Беломестная слободы. Старейшим посадским поселением Гремячева следует считать Староказачью слободу, которая первоначально находилась на Луке, где стояла деревянная Николаевская церковь с Георгиевским приделом, а потом переселилась на левобережье р. Прони и стала известна в народе под названием Казаки. Более поздней по времени является Новоприборная слобода.

В связи со строительством Белгородской черты значение Гремячего как пограничной крепости упало и городок во 2-й пол. XVII в. пришел в упадок. В 1724 г. он был превращен в земледельческий город, а в 1777 г. перестал называться городом. Еще с середине XVIII в. вокруг Гремячего был виден земляной вал длиной ок. 750 м и в диаметре ок. 90 м, оставшийся от укреплений пограничного города.

В монографиях П. И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» и Н. И. Троицкого «Тульские древности» есть описание исторических памятников села Гремячего, пещерного монастыря у деревни Араповка, остатков земляных укреплений Гремячевского острога. Труды историков XIX – начала XX веков позволили исследователю выявить степень значимости и уникальности исторических памятников села Гремячего.

Уникальна ситуация с урочищем Лука. Еще в середине XVIII в. вокруг Гремячего был виден земляной вал длиной ок. 750 м и в диаметре ок. 90 м, оставшийся от укреплений пограничного города.

Недалеко от села Гремячее находится деревня Араповка. В трудах Н. И. Троицкого мы находим описание пещерного монастыря у деревни Араповка, так называемых Араповских пещер.

«Система подземных ходов у села Гремячее (араповская пещера) — памятник природы регионального значения площадью 2 га создан решением Тулоблисполкома № 7-231 от 28.04.1982 г. Профиль — геологический. Расположен в 1,2 км юго-восточнее южной окраины д. Тетяковки (Араповки), в основании левого крутого склона р. Тетяковки — левого притока р. Прони. Вход в систему ходов находится в 3,5 м выше уреза воды. Охраняемая геологическая структура — система искусственных подземных ходов, представляющая собой свидетельство устойчивости надугольных песков тульского горизонта при их дренировании и высыхании. Объект является памятником истории XVII века — одним из оборонных сооружений населения Московского государства от набегов татар».

Исследователи полагают, что Араповские пещеры возникли более 1000 лет назад, доказательством тому являются многочисленные предметы, которые время от времени находили жители в галереях. Среди них наконечники стрел, лампады на подвесках из бронзы с изумительными по красоте узорами, обломки керамики, обуглившиеся брёвна.

Знамениты они не только своей длиной (главный ее коридор равен почти шести километрам), но и внутренним устройством, оригинальными кельями и гротами, коридорами и залами. Расположены они почти симметрично, выдержаны и размеры ходов. Существует несколько версий происхождения этих пещер.

Одно из предположений – культовое происхождение пещер. Доказательством тому служат узкие арочные ходы, глухие кельи, углубления в кельях для икон и ночников, сделанные в песчаном грунте, скамейки, приспособления для лампад.

Есть и письменные свидетельства возникновения пещер. В статье известного русского краеведа и исследователя старины А. И. Миловидова говорится: «…В начале 60-ых годов 19 столетия молодой крестьянин Староказачьей слободы села Гремячего – Яков, много путешествовавший по «святым местам», предпринял религиозный подвиг пещерокопания. Местом для этого он выбрал гору близ деревни Араповка, представлявшей по своему грунту крупный песчаник. Место было глухое, заросшее глухим лесом, скрывавшим от посторонних взглядов молодого крестьянина. По словам очевидцев, он мечтал видеть здесь монастырь, мечтал, что эта пещера приобретет со временем такую же славу, как и Киево-Печерская лавра.

Одно из предположений – стратегическое (оборонное) происхождение араповских пещер. «Пещеры имели военное значение; связывают их с тем, что село Гремячее в прошлом являлось городом-крепостью Русского государства и, когда оно подвергалось нападению татар, защитники крепости по ходам пещеры проникали в тыл к татарам и обращали татар в бегство».

«Араповские пещеры имели военное значение для укрепления южных границ Московского государства. По историческим данным, пещера была вырыта еще во времена Алексея Михайловича, отца царя Петра I. Берет она начало из-под церкви в Казаках и выходит на поверхность у ручья, впадающего в реку Проня. И нигде – ни в Казаках, ни у ручья – незаметно даже остатков вынутой земли: по-видимому, вся земля спущена в ручей и ушла в реку».

В настоящее время состояние араповской пещеры сравнительно благополучное. Часть ходов недоступна для осмотра из-за обвала песка или искусственной засыпки ходов. Однако, отдельные галереи и «комнаты» имеют крепкие своды и безопасны для посетителей.

Пещера является памятником истории XVII века – одним из оборонных сооружений населения Московского государства от набегов татар и нуждается в особой охране.


Аллея на Гремяченской луке

Главный храм села:

 

Алексей Логинов
Автор записи
Cпешу чувствовать и жить. Голоден до знаний. Идеалист, верю в первичность духа. Очень много планов и проектов, поэтому ищу настоящих единомышленников. Многогрешен, могу понять, но не всегда простить, особенно лицемеров и предателей. Вижу свой блог как площадку для обмена конструктивными мнениями и общения с друзьями со всего мира. Ценю в людях объективность, надежность, инициативность, компетентность, критичность, искренность, последовательность, решительность. Искренне рад Вам на страницах моего блога, если Вы пришли не с камнем за спиной.